Подвижники благочестия Костомаровских пещер

Блаженный Петр

Блажен, кто, путь свершая тесный,
Кумирам тленным не служил,
В чьем чистом сердце Царь Небесный
Себе обитель сотворил.
Блажен, кто страсти победил
И чужд был суетных стремлений,
Кто средь житейских треволнений
Свой крест безропотно носил,
И был утешитель скорбящим,
И перед миром, в зле лежащим,
Как раб колен не преклонил!

Впервые об этом человеке я услышал от митрофорного протоиерея Александра Долгушева по окончании одного из первых молебнов, совершенных в возрождающихся пещерных храмах. Он рассказал верующим о событии, которое ему поведал священник Иоанн Пикулин, лично встречавший отца Петра. Об этом же событии поведал автору и иеромонах Дивногорского монастыря Дионисий (Тарасов), который был также знаком с отцом Иоанном Пикулиным.
Когда отец Иоанн был еще маленький (очевидно 20-е гг. прим. ред.), его мама послала их с другом отнести пирожки отцу Петру в Костомаровские пещеры. Идти нужно было далеко, время было голодное, и они, не удержавшись, съели гостинец, отчего сильно переживали. Не успели они подойти к обители, как увидели спешащего им навстречу отца Петра, который, как бы читая их мысли, сказал утешая детей: «Ой, дорогие мои, да как же хорошо, что вы пришли! Вы не переживайте, у меня все есть, и я вас сейчас покормлю. С дороги-то устали». После этого он отвел их в свою келью, где была лежанка и печурка, и стал готовить уху. Но делал он это весьма необычно. Взял палочку, постругал ее в котелок, посыпал немного соли, бросил щепотку крупы, все хорошо размешал приговаривая: «Хорошая уха, наваристая уха». И произошло действительно чудо. Уха оказалась очень наваристой и очень вкусной и даже с кусочками рыбы, и маленький Ванюша, когда вырос и стал священником, все вспоминал ее вкус…

Рассказ, услышанный первоначально от отца Александра, произвел на меня большое впечатление и глубоко запал в душу.
Прошло еще немного времени, и в разных уголках Донского Придонья я продолжал слышать о блаженном Петре удивительные рассказы. Выяснилось, что он был родом из села Белогорье Подго-ренского района Воронежской области. И вот я здесь с одним из своих друзей учителем истории местной школы В.В. Кравцом и опрашиваю старожилов села, среди которых и родственник отца Петра — Павел Никифорович Еремеенко, 1936 года рождения. После нескольких поездок и опросов местных жителей сложился следующий рассказ.
Блаженный Петр, по сообщению П.Н. Еремеенко, носил официальную фамилию Еремеенко, а уличную — Зиньков. Местные жители чаще всего звали его просто Петрушка, и многие смеялись над ним. Ходивший фактически круглый год в одной и той же длинной грубой домотканой шерстяной одежде, подобной пальто, говоривший притчами, часто используя присказку «А подай тиби», он рано прослыл за блаженного.
Православный богословский словарь дает следующую информацию о блаженных: «Блаженными» по преимуществу называется особый разряд святых подвижников, иначе называемых юродивыми. Этот вид подвижничества состоит в том, что принявший на себя этот подвиг ради Христа и спасения своей души отказывается от общепринятого образа жизни, делается добровольным скитальцем и нищим, обдуманно принимает на себя образ человека, лишенного здравого ума. Для этого подвига необходимы великое самоотвержениеf чрезвычайное беспристрастие к себе, готовность терпеть непрестанные поругания и презрения». Всеми подобными качествами обладал и отец Петр, сделавший себя добровольным скитальцем с раннего детства.

Будучи еще мальчиком, он надолго оставлял родительский дом, расположенный ранее на том месте, где сейчас проходит в Белогорье улица Ленина и находится магазин. Скитаясь по окрестным лесам, урочищам и балкам, он строил себе шалаши или землянки, уединяясь в них на какое-то время. Одним из таких мест было урочище Середина, расположенное на склоне горы Кошелевой. Рассказывают, что, находясь вдали от людей, он, подобно древним святым, общался с дикими животными. Кабаны, волки, дикие козы, змеи — не приносили ему никакого вреда. Иногда его видели неподвижно сидящим, раздетым по пояс и облепленным комарами

(такие добровольные муки нередко претерпевали православные отшельники, подражая Христу и ради Него). В таких подвигах накалялась воля отца Петра, и рос дух в непрерывной борьбе со страстями.

В родном доме села Белогорье отец Петр проживал совершенно один. 11о словам очевидцев, обстановка здесь была крайне бедная, а на стенах кисели иконы. Интересный случай рассказывали очевидцы: зашли они как-то в его дом в отсутствие отца Петра и не сказали ему об этом, но старец, обладая даром прозорливости, потом их в этом обличил.
Подобный случай произошел и когда он жил в землянке, расположенной в саду на склоне горы. Так, когда он ушел в гости к одной семье в Белогорье, дети из этой же семьи, воспользовавшись его отсутствием, пробрались к нему в землянку и съели увиденные там груши. После этого вернулись домой, еще застав там отца Петра. Глядя на них, он сказал, что ничего страшного, что они съели его груши: «Я угощаюсь у вас, а вы у меня», — ребята о своем поступке никому не говорили. Его поразительная прозорливость проявлялась и во многих других случаях.

Так житель с. Белогорье С.Н. Кривобоков поведал следующие истории: «Мой прадед Александр Павлович Самойленко долго не возвращался с Первой мировой войны. Его жена Галина (моя прабабка), увидев Петра спросила: «Батюшка, придет мой хозяин с войны или нет?». Петр ответил: «Да, подай тоби. Прыйдэ, прыйдэ. Скажешь: «Було, було, тай не мае» В скором времени прадед вернулся с войны. Оказалось, что он был в плену, где немцы проводили опыты. Держали в бассейне с ледяной водой. Александр, придя домой, немного пожил и умер.
И еще один случай. Моя прабабушка по линии матери Шереметьева Анна Тихоновна тяжело заболела. Пришел Петр, и она стала ему говорить, что ей надоело жить и лучше бы умереть. Петр вышел из комнаты и полез на чердак, долго не возвращаясь. Мой дед Павел Александрович Шереметьев (сын Анны Тихоновны) через некоторое время полез вслед за ним и увидел, как молился Петр, делая поклоны. После продолжительной молитвы Петр вернулся и подошел к больной, говоря: «Не спеши. Еще сады зацветут и отцветут. А потом тебе легче станет». Возле больной лежал церковный календарь. Петр завернул в нем один лист и ушел. Лист оказался .повернут на Успение. В этот день прабабушка и умерла».

Предсказывал блаженный и об изменениях в общественной жизни односельчан после революции 1917 г.
Так, после революции 1917 года, отец Петр предсказывал об изменениях, которые должны произойти в жизни односельчан. Показывая на храмы, говорил: «Ничего не будет», а заходя в храм, молился на коленях так, что пол рядом с ним был мокрый от слез. Вскоре эти храмы были разрушены.
При строительстве одного жилого дома, на нынешней улице Ленина, он подошел к строителям, собрал в корзину мышей, называя их овцами, и сказал, что не надо строить. Во время коллективизации в построенном доме поместили овцеферму.

Однажды в разговоре с отцом Петром кто-то похвалил сады, расположенные недалеко от села, у Молочного озера, отец Петр сказал, что там будет пастбище. В дальнейшем так и случилось.
На единоличных еще полях с подсолнечником завелись черви. Люди начали бросать поля. Одна семья, пропалывая поле, спросила проходящего мимо Петра, стоит ли полоть поле или лучше его Просить. Петр дал понять, что бросать не надо. Так, все поля пропали, а на этом, наоборот, случился небывалый урожай. Шляпки подсолнухов были на удивление крупными.
Галина Владимировна Сащенко рассказала историю произошедшую с ее бабушкой — Акул иной Ивановной Палкановой, племянницей блаженного Петра. «Проживая в Белогоръе, Акулина Ивановна в 1917 году вышла замуж. У нее шесть лет не было детей, она спросила у Петра: «Дядя, почему деток нет?» Он ей ответил: «Ничего, твои гуси еще не прилетели».
Через какое-то время, когда они были в поле, то увидели, что пролетают гуси. Петруша при этом сказал: «Оцэ гуси твои уже летят. Теперь жди детей». И в 1924 году у Акулины Ивановны родилась дочь».
Предсказывал отец Петр и близкую гибель людей. Так, когда односельчане собрались идти к молодым на помолвку, которая должна была состояться перед свадьбой, он говорил: «Не торопитесь, па кладбище погуляем, на кладбище идти придется». В скором времени жених умер.
Зайдя в один дом, отец Петр увидел играющую там девочку лет десяти. Он поднял ее и положил на стол под образами, сказав свое обычное «А подай тиби», а также «Вот здесь лежать». В скором времени девочка умерла, и ее положили как раз на это место.

Незадолго перед Великой Отечественной войной он начал делать на дороге в селе небольшие холмики из пыли, напоминающие могилы. А в районе понтонной переправы через Дон, показывая на траву соломинкой, говорил, что трава здесь будет красной. 6 июля 1942 года фашистская авиация бомбила Белогорскую переправу.
11ри этом погибло очень много людей.

Во время пребывания его в Белогорских пещерах к нему пришли посетители из находящегося неподалеку села Александровка-Донская. Одной из пришедших он сказал: «Поспешай, поспешай, голубка, а то домой не успеешь». На обратном пути женщина умерла, не дойдя немного до села.
Хорошо знал отец Петр состояние душ знакомых и незнакомых ому людей, чувствовал их отношение к себе. Так, когда он был в Гелогорских пещерах, к нему опять отправились жительницы этого села. По пути они смеялись над ним, не веря в его прозорливость.

Только одна женщина шла молча. Её-то и принял отец Петр, а остальным, пришедшим к нему, сказал: «Идите, посмейтесь».
Один из жителей села Белогорье, проезжая мимо дома отца Петра, выразил неверие в его прозорливость. Кони тут же остановились, и при всем старании, их не удавалось сдвинуть с места. В это время вышел из дома Петр и уличил его в неправоте. После раскаяния этого человека Петр приказал лошадям идти, и они легко тронулись с места.

Хотелось бы остановиться на одном назидательном случае, призывающем нас бережно относиться к братьям нашим меньшим — животным.

Один мужчина, зная о даре прозорливости отца Петра, пришел спросить его о четвертом по счету ребенке, которого должна была родить его жена. Этот человек хотел знать — будет ли он тоже немым, как и его трое до этого родившихся детей. Отец Петр несколько раз говорил ему: «Вспоминай, что делал». После очередного раза мужчину поразила пришедшая в голову мысль. Он упал на колени, начал горько плакать и просить прощения. Дело в том, что этот человек, будучи еще ребенком, нашел гнездо с тремя птенцами. У всех троих он отрезал ножницами клювы.

«За этот грех, — сказал отец Петр, — у тебя родилось трое немых детей, четвертый будет говорить».
Известно также много случаев, когда отец Петр исцелял больных людей. Так, одна девушка, проживающая в селе Верхний Ка-рабут, сильно мучалась болями от раны в груди. Врачи отказались ее лечить. Девушка, услышав об отце Петре, попросила отвезти ее к нему в Белогорье. На что мать заметила: «Да что он знает». Но после настойчивых просьб дочери все же повезла ее. Когда они ехали в Белогорье, лежащая на подводе девушка непрерывно стонала и кричала от боли. Увидев подъехавших к нему женщин, отец Петр, глядя на мать, сказал: «Да что он знает», — после чего снял с забора грязную тряпку, оторвал от нее кусок и приложил к ране. На обратном пути мать с удивлением заметила, что ее дочь перестала стонать. Оказалось, что боль прошла, а через неделю девушка стала совсем здоровой.

Или другой пример. Находясь в Белогорском монастыре, отец Петр исцелил Екатерину Андреевну Сухопарову, тогда семилетнюю девочку Катю. Обойдя вокруг нее, он произнес: «Выйди, лихорадка, геть! * Ой, а страх какой великий у тебя, Катя? Выйди,
страх!». И девочка сразу почувствовала себя здоровой, исцелившись от лихорадки и избавившись от последствий испуга.
За лечение отец Петр не брал никакой платы, если же кто-то приносил продукты — принимал их, но не всегда. Так одна больная женщина, идя к отцу Петру, всю дорогу колебалась, отдавать ли ему каравай хлеба, ведь у неё дома было шесть голодных детей.
.. Исцелив женщину, отец Петр не взял у нее хлеб и сказал, чтобы она несла его своим шестерым голодным детям. О своих мыслях и
0 своей семье женщина ничего ему не говорила.

Помимо Белогорских пещер, отец Петр жил и в Костомаровских подземельях. Местные жители рассказывают, что небольшую пещеру в горе, неподалеку от подземных Костомаровских лабиринтов, он вырубил в мелу сам. Также говорили, что он принимал активное участие в благоустройстве Спасского пещерного храма.
Интересную историю о том, как отец Петр шел в свою подземную Костомаровскую келью из села Белогорье, поведала девяностолетняя жительница этого села — Екатерина Александровна Кри-иобокова. На третий день после Пасхи несколько жителей села

Белогорье отправились в Костомаровские пещеры вместе с отцом Петром. Они несли с собой продукты и вещи. Пройдя немного,
Петр спросил, не хочет ли кто ему помочь нести поклажу. На это согласилась лишь одна девочка — рассказчица этой истории. Отец I Гетр не отдал ей свою ношу, сказав: «Ты и так умаялась, моя странница». Неподалеку от села Колодезное на их пути встретился овраг, заполненный водой. Отец Петр взял за руку «свою странницу» и сказал: «Если бы мы были с тобой вдвоем, то пошли бы по коде, но они «тяжелые», и с ними надо идти в обход». Потом отец Петр добавил «Ты думаешь, я был маленький, а я не был маленький. Я стал на столбик и стал хлопчик».

Живя при Костомаровских пещерах, отец Петр также помогал обращающимся к нему за помощью. Так, например, исцелил Петруша, как ласково его называет жительница с. Костомарове Елена Сергеевна Воробьева, и ее отца. Было это, по словам Елены Сергеевны, следующим образом: «У меня отец заболел и говорит маме: «Ты пойди, позови Петрушу. Мне б хоть года три пожить, детки еще маленькие». А он заболел, так как был на турецкой, германской и гражданской войнах. Остыл, видно, начал говорить с хрипотой. А у него хороший голос был, он пел в церкви на клиросе.
Ну, мама пошла к Петруше и говорит: «Вы до нас придите, хозяин заболел». И вот они уже возвращаются вместе. Петруша
входит в дом и говорит: «Хотя бы три года пожить (повторил слова отца, не слыша их ранее), а потом жить да жить». Затем он попросил принести в кувшине непочатой воды. Поставил ее возле образов, стал на колени и молился часа два. После чего сказал: «Вот эту воду попьешь, а тогда вы его до меня приведете». Там ниже пещер хата была, и люди ходили. А затем добавил: «Ничего, жить будет, сырица». По-старинному это означало, что простыл от сырицы, то есть от сырой земли. И отец выздоровел и стал ходить к нему. Там людей было много.

Тогда еще брат у меня плохо спал. И мама понесла его к Петруше. Зашла, а хата полна людей. Женщины сидят и мужики, кто болеет. Петруша сказал: «Сядьте вот тут внизу». Взял моего брата и понес в пещеры. Когда он его нес, одеяло было красным наверх, а голубым вниз. Петруши не было часа два. Когда же он принес брата из пещер, то одеяло было голубым наверх, как небо, а красным вниз. Тогда он раскутал его перед мамой, раза три кинул вот так и сказал: «Такие Богу требуются». Хотя брат после этого и выздоровел, но погиб затем в войну, как и предсказывал Петруша.
А незадолго перед уходом из Костомарово Петруша сидел с нами, ел борщ и кашу с молоком. Подъехала милиция. Они начали уже разгонять верующих, говоря, что надо идти в больницу лечиться, а не к Петруше. Это уже была коллективизация.

Петруша и говорит бывшим с ним: «Вы сидите, а я выйду». Он вышел, а милиция зашла, посмотрела: его нигде нет. Как только они уехали, он зашел и говорит: «Да я тут же за дверьми и стоял».
Отец Петр окончательно покидает Костомаровские пещеры, говоря: «Сейчас Петрушка, а потом будет Андрюшка». Этим он предсказал появление в обители другого подвижника — отца Андрея. Перед уходом из Костомаровских пещер люди спросили отца Петра, когда увидят его вновь? На что он, в традиционной для себя манере, ответил присказкой: «Когда на вербе груши будут». Всем стало ясно, что столь полюбившееся ему место отец Петр покидает навсегда.

В скором времени вернувшегося в Белогорье Петра арестовали. Надо заметить, что против советской власти блаженный Петр не выступал. Но это никак не смягчило его участь. Его, по словам односельчан, обвинили в религиозной агитации. Да это и понятно, пока люди видели чудеса, которые происходили по молитвам блаженного, атеистическим строителям «светлого будущего» сложно было говорить людям об отсутствии Бога. По делу отца Петра
арестовали также и близких ему людей, которые ему помогали и к которым он часто ходил.

Сам арест происходил следующим образом. Поскольку в последнее время перед арестом блаженный Петр фактически не бывал дома, живя в садах и урочищах, его было трудно найти. Людей, просивших у него помощи, к нему провожала ныне покойная Александра Тихоновна Сыроватская.
Чтобы найти отца Петра, власти пошли на следующую уловку. Представители милиции, сняв форму, отправились к Александре Тихоновне. Один из них сказал, что у него очень болят зубы (на что указывала повязка на его щеке) и что он желает, чтобы его отвели к отцу Петру для исцеления.
Ничего не подозревавшая Александра Тихоновна согласилась отвести их. Когда подходили к отцу Петру, то он, глядя на Александру Тихоновну, сказал: «А подай тиби, кого ты ко мне привела? Это же за мной пришли». Вместе с Петром арестовали и Александру Тихоновну.

Арестованных в Белогорье в сопровождении одного из милиционеров отправили пешком в тюрьму. Проходя через одно из сел, они остановились у дома с колодцем, попросив воды. Но им здесь отказали. Проходя мимо двора другого дома, они увидели умирающую у колодца корову. Ее хозяин, находясь в отчаянии, пытался ей помочь, поливая ее холодной водой. Этот человек и дал им напиться. Тогда отец Петр обошел с молитвой вокруг умирающей коровы и та вдруг поднялась здоровая.
Когда арестованных белогорцев, наконец, привезли в Острогожскую тюрьму, он сказал им: «Не бойтесь, вас не тронут». И действительно, в то время, когда других водили на допрос, белогорцев не трогали. Вдруг по тюрьме пронесся слух, что отец Петр таинственным образом исчез из закрытой камеры. Тогда, возможно, для того, чтобы опровергнуть это, власти вынесли из одной камеры человеческое тело с закрытым лицом и, указывая на него, говорили, что отец Петр умер, а это его тело. В скором времени арестованных белогорцев отпустили.
С тех пор отца Петра больше не видели. Однако жители села Белогорья вспоминают, что в 70-е гг. по селу ходили чернички*, (•обирающие милостыню для старцев, среди которых, по их словам,
был и отец Петр. Жили старцы где-то в Шиповом лесу. А однажды его там даже увидели знавшие его верующие из села Русская Жу-равка. На одной из тропинок они заметили «стоящего отца Петра», сразу узнав его. Они сказали: «Здравствуйте, отец Петр». На что стоящий ответил: «А подай тиби, я не Петр». Здесь почему-то они отвернулись, а когда повернулись обратно, то на тропинке уже никого не было…

Внучка Александры Тихоновны Сыроватской — Татьяна Владимировна Гомзина, проживающая в Ростове-на-Дону, пыталась выяснить судьбу отца Петра, расспрашивая о нем старцев. Глядя на фотографию, старцы отвечали, что он жив…

И сегодня отец Петр продолжает помогать тем, кто обращается к нему с молитвой.
Так уроженка соседнего с Белогорьем села Басовки Наталья Мефодьевна Савченко рассказывала о случае, происшедшем с ней в 2001 году. Она тяжело заболела и думала, что скоро умрет.
Учитывая ее преклонный возраст, готовились и близкие. Однажды ночью ей захотелось пить так, что пересохло во рту. Поблизости никого не было, чтобы подать ей воды, и старушка взмолилась: «Отец
Петр, ороси мне во рту». И тут, по ее свидетельству, появилось видение. От угла, где висели иконы, весь в розовом, шел отец Петр, которого она хорошо раньше знала. С ним был еще кто-то. На вопрос больной о том, кто это с ним, Петр не ответил. Виденье вдруг исчезло, а больная ощутила во рту приятную живительную влагу. Наутро она, к удивлению всех, была на ногах и по-хозяйски встречала гостей. Окружающие ее люди были поражены произошедшей с ней переменой…
И сегодня паломники, идя поклониться кресту на вершине «Костомаровской Голгофы» обязательно заходят помолиться в часовню, Сооруженную на месте памятного креста с надписью «Священноипок Петр».

Страницы: 1 2

Комментарии 1

Добавить комментарий